Администрация МО "Сурский район"
Ульяновская область, Сурский район, р.п.Сурское

Противодействие коррупции в 2025 году. Законодательство, ответственные, штрафы

Автор: Администрация МО «Сурский р...
Коррупция остаётся одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию государства и общества. В Российской Федерации борьба с этим явлением ведётся на законодательном уровне, и в 2025 году продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на противодействие коррупции. В данной статье рассмотрим действующие и планируемые к вступлению в силу нормативные правовые акты (НПА) Российской Федерации, ответственных за их реализацию, а также предусмотренные штрафные санкции.
1. Действующее законодательство о противодействии коррупции
Основу антикоррупционного законодательства Российской Федерации составляют следующие ключевые нормативные акты:
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Этот закон определяет основные принципы противодействия коррупции, меры по её предупреждению, а также ответственность за коррупционные правонарушения.
  • Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Закон устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы, направленной на выявление в НПА положений, способствующих возникновению коррупционных проявлений.
  • Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2024 г. № 71 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации». Данный указ конкретизирует полномочия Совета при Президенте по противодействию коррупции, усиливая его роль в координации антикоррупционной политики.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2024 г. № 515 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Постановление дополняет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, уточняя категории актов, не подлежащих независимой антикоррупционной экспертизе.

2. Планируемые изменения в антикоррупционном законодательстве
В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в 2025 году планируется внедрение следующих изменений:
  • Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 533-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вводит дополнительные требования к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей, направленные на предотвращение коррупционных рисков.
  • План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2025–2028 годы. Утверждённый 20 декабря 2024 года, этот план включает мероприятия, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
  • Приказ Минцифры России № 1127 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2025–2027 годы». Приказ, изданный в январе 2025 года, направлен на реализацию мер по предупреждению коррупции в сфере цифрового развития и связи.

3. Ответственные органы и их полномочия
В Российской Федерации за реализацию антикоррупционной политики отвечают следующие органы:
  • Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Совет координирует деятельность федеральных органов государственной власти в сфере противодействия коррупции, разрабатывает предложения по совершенствованию антикоррупционной политики.
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации. Осуществляет надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проводит проверки и принимает меры прокурорского реагирования.
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ). Ведёт оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление и пресечение коррупционных преступлений.
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД). Осуществляет расследование коррупционных преступлений, проводит профилактическую работу по предупреждению коррупции.
  • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Реализует меры по противодействию коррупции в уголовно-исполнительной системе, контролирует соблюдение антикоррупционного законодательства среди сотрудников.
4. Штрафные санкции за коррупционные правонарушения
Российское законодательство предусматривает строгие меры ответственности за коррупционные правонарушения, включая административные и уголовные штрафы:
  • Административные штрафы. За совершение коррупционных правонарушений, таких как незаконное получение подарков или несоблюдение ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, могут быть наложены административные штрафы в размере от 10 000 до 500 000 рублей в зависимости от тяжести нарушения.
  • Уголовные штрафы. За преступления, связанные с коррупцией, такие как получение или дача взятки, предусмотрены уголовные штрафы, размер которых может достигать нескольких миллионов рублей. Например, за получение взятки в крупном размере предусмотрен штраф в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет.
  • Дополнительные меры. Кроме штрафов, за коррупционные преступления могут быть назначены такие наказания, как лишение свободы, дисквалификация на определённый срок, конфискация имущества и запрет занимать определённые должности.
5. Профилактика коррупции и антикоррупционное просвещение
В 2025 году особое внимание уделяется мерам профилактики коррупции, включающим:
  • Антикоррупционное просвещение. В соответствии с поручением Президента РФ, органы власти и образовательные учреждения внедряют программы обучения, направленные на формирование антикоррупционной культуры среди граждан, государственных и муниципальных служащих.
  • Электронные сервисы и цифровизация госуслуг. Расширение использования цифровых платформ позволяет снизить коррупционные риски, исключая личный контакт заявителя и должностного лица при оформлении документов, лицензий, разрешений и иных государственных услуг.
  • Декларирование доходов и контроль за расходами должностных лиц. В 2025 году продолжается усиление контроля за соответствием доходов и расходов государственных и муниципальных служащих. Органы прокуратуры и ФНС активно проводят проверки достоверности подаваемых деклараций.
  • Комплаенс-контроль в организациях. Государственные и частные компании обязаны внедрять внутренние антикоррупционные программы, включающие механизмы выявления и предотвращения коррупционных нарушений. В 2025 году особое внимание уделяется разработке корпоративных кодексов этики и обучению сотрудников методам противодействия коррупции.

В 2025 году российская политика противодействия коррупции продолжает развиваться, усиливаются контрольные и надзорные функции, внедряются цифровые технологии, минимизирующие коррупционные риски. Государство активно совершенствует нормативно-правовую базу, а также внедряет механизмы превентивных мер, направленных на снижение коррупции в различных сферах.

Для государственных и муниципальных служащих важно не только знать актуальные законодательные нормы, но и принимать активное участие в формировании прозрачной и добросовестной служебной среды. Соблюдение антикоррупционных стандартов и принципов открытости является неотъемлемым условием эффективного государственного управления.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике